Rasta Eternity Flag
Разрушая Вавилон
Rasta Eternity Flag


Новости

Раста

Музыка

Фотоальбом

Раста >> Лабиринты Веры >>Гарвиизм против Растафарай

Маркус Гарви и первые раста: от партнерства к разрыву

Версия статьи для печати  

  Содержание

Предисловие - Разрушая Вавилон
Маркус Гарви и первые раста

 Справочная инфа Cправочная информация

Ривайвализм на Ямайке - покомания
Ривайвализм на Ямайке - кумина
Эволюция веры племен ашанти: обеа & миализм
Церковь Бога (крупнейшая на Ямайке)

Chanting Down Babylon
The Rastafari Reader

Предисловие: разрушая Вавилон

Маркус Гарви- культовая фигура для растамана, стоящая в ранге святых сразу после Его Императорского Величества Хайле Селассие I. Раcта признают его пророком, но почему же тогда Растафарай отделился от созданного Гарви движения UNIA (гарвиизм)?

На гарвиистские истоки Растафарай, разногласия и общие черты этих националистических движений, зародившихся на Ямайке, отчасти проливает свет замечательная книга "Chanting Down Babylon: The Rastafari Reader". Этот сборник статей о движении Растафарай и его истории вышел в 1998 г. и включает в себя работы 21 автора из числа видных исследователей раста-движения. Вашему вниманию я предлагаю перевод одной из глав, которую написал Руперт Льюис - интеллектуал из Ямайского Университета Вест-Индии.

И хотя лично я не во всем готов согласиться с автором, статья будет приведена как есть, лишь с незначительными сокращениями. Надеюсь, она хотя бы отчасти поможет понять, как же раста совмещают свои доктрины с пророчествами Гарви, называвшего ганжу травой дьявола, а Хайле Селассие I - позором всей Африки.

Маркус Гарви и первые раста: от партнерства к разрыву

Эта статья рассматривает политические аспекты истоков Растафарай, зародившегося в 1930-х, когда движение Гарви постепенно пошло на спад. Основная ее цель - показать, как Гарвиизм повлиял на эволюцию Растафарай и обозначить сходства и отличия между этими антиколониальными идеологиями. Основы Растафарай вырастают на коронации Раса Тафари в Императоры Эфиопии в 1930г. и статьях Гарви о важности этого события для всех потомков Африки.

В этой связи, как президент UNIA (Всемирная Ассоциация по Улучшению Положения Негров), Гарви отправил ЕИВ Расу Тафари письмо с поздравлениями от эфиопов Западного полушария:

"Царство Ваше пусть будет мирным, процветающим и развивающимся. Мы желаем долгой жизни Вашему Величеству".

Обращение по случаю коронации было опубликовано 8 ноября 1930г. в газете "Негритянский Мир", которую UNIA издавала в Нью-Йорке, а также в ее ямайской газете "Черный Человек".

Negro World
Газета "Negro World", издавалась Гарви с 1918 по 1933г.

"В минувшее воскресение в столице Абиссинии Аддис-Абебе имела место великая церемония - коронация нового Императора Эфиопии Раса Тафари. По сообщениям, как это и ожидалось, церемония была очень пышной и надолго запомнится всеми присутствовавшими на ней. Несколько ведущих наций Европы направили на коронацию своих представителей, чем выразили уважение к набирающему мощь негритянскому народу, которому суждено сыграть великую роль в будущей мировой истории. Абиссиния - земля черных, и мы рады были узнать, что хотя европейцы и старались представить ее народ не относящимся к негритянской расе, получили на это твердое опровержение от абиссинцев, гордящихся своим цветом кожи.

Рас Тафари побывал в Европе и Америке и не является незнакомцем для европейских лицемеров. Он знаком с их методами, что позволяет воспринимать его как современного Императора. Насколько нам стало понятно, он намерен привнестив свою страну самые современные новшества. Император уже начал набирать из разных частей света компетентных в различных областях науки людей для помощи в развитии его страны до уровня, который ей предстоит занять среди прочих стран мира.

Мы надеемся, что Рас Тафари проживет достаточно долго, чтобы реализовать все свои замечательные намерения. Из всего, что мы услышали, мы знаем - Император готов и всячески желает протянуть свою руку любому негру, приглашая желающих поселиться в его царстве. От многих уехавших в Абиссинию мы получаем добрые вести об огромных возможностях, из которых там можно извлечь для себя выгоду.

Псалмопевец предрек: Придут вельможи из Египта, Ефиопия прострет руки свои к Богу (Пс.68:31). И у нас нет никаких сомнений, что время это настало. Сегодня Эфиопия простирает свои руки. Это великое царство Востока было сокрыто множество веков, но постепенно восстает, чтобы занять лидирующее положение в мире - и нам, людям негритянской расы, надо всячески содействовать этому, поддерживая руку Императора Раса Тафари".

Текст статьи приведен полностью, поскольку комментаторы часто ссылаются лишь на ее последний абзац, делая упор на религиозном, пророческом измерении в ущерб остальным мыслям Гарви. А ведь он затрагивал много тем: желание Европы отделять Эфиопию от прочей Африки, присутствие на коронации представителей европейских держав, а также значение самого факта коронации как символа гордости черных. Но самое главное - Гарви выразил надежду на царство, основанное в рамках панпанафрикнской солидарноти на современных методах. В мыслях и работах Гарви эфиопианизм связывался с панафриканским модернизмом.

Акцент, сделанный на коронации, оказался очень важен для колонии, где символом высшей власти являлась британская монархия. В UNIA всегда отмечали любые перспективы борьбы против европейского доминирования и эксплуатации Африки. Согласно этому подходу Гарви и писал свои статьи. Даже пьесу "Коронация Африканского Царя" поставил в 1930г. Она была представлена в нескольких столицах Африки, Европы и Вест-Индии. В ней драматически показывалась работа UNIA b попытки правительств Европы и США противодействовать движению Гарви.

Garvey in custody
В 1925г. ФБР сажает
Гарви за решетку

Гарви основал UNIA на Ямайке в 1914г. После первой мировой войны штаб организации переместился в США, став курпнейшим панафриканским движением начала 20в. Свой расцвет UNIA пережила в 1920-х и пошло на убыль в начале 1930-х годов. Не смотря на наметившийся спад, активисты черного национализма из UNIA продолжали являться лидерами, способными повести за собой массы. Они выступали с различными программами культурного, экономического и политического обновления, предрекали конец колониализма в Африке и на Карибах, представляя итогом развития Африканского континента союз народов, составивших Соединенные Штаты Африки. Моделью этого союза рассматривались США или соцлагерь Восточной Европы.

В этом смысле гарвииты являлись авангардом сторонников привития Африке западных механизмов. Будучи потомками Африки, они утверждали свое наследие от ранней Африканской цивилизации, но ценили и современные общемировые достижения, позволившие Вавилону поработить и колонизировать их. Гарвииты отвергали сложившееся расовое неравенство, отмечая свое второстепенное положение в таком мире.

Растафарай и Гарвиизм имеют много общего, что хорошо известно приверженцам этих движений, как и исследователям этой области. Оба движения афроцентричны и неизменно защищают красоту и достоинство Африки и людей африканского происхождения. Но в то время, как Гарви делал ставку на социально-политическое преображение, раста включали в повестку и духовное измерение, облекая его в иудо-хроистианские и африканские концепции.

И Гарвиизм и Растафарай демонстрируют огромное уважение к Библии и стараются отмежеваться от лицеприятных евроцентричных интерпретаций Священных Писаний, которые содействовали угнетению черных. Кен Пост, чьи работы о Растафарай хорошо известны, выделил значение Библии в культуре Ямайки, указав: "религиозный фактор, который ямайцы всех классов разделяют, - это Библия Короля Иакова (KJV version). Для большинства членов низшего и многих людей среднего классов содержание этого книги видится непреложной истиной. Люди привыкли исследовать Библию в поисках ответов на свои проблемы".

Гарви любил цитировать стихи Библии, хотя в отличие от раста не был заинтересован в теологической или религиозной интерпретации для своей афроцентричной политической идеологии. Однако, и Гарви, и раста, читали Библию с осознанием того, что Африка и африканцы были частью этого записанного источника опыта и мудрости, что эта книга не внешняя для черных людей.

Роберт Хилл, наиболее известный в США исследователь жизни Маркуса Гарви, показывал, что фактический интерпретационный базис идеологии Растафарай предоставили 2 книги: "Holy Piby"и "Королевский Свиток". Обе они появились на Ямайке в период между 1925 и 1927 годами. Чуть позже, в 1935г., был опубликован "Ключ Обетованный", явившийся отчасти плагиатом Holy Piby. Наряду с KJV Библией и устными традициями они сформировали верования раста. Другие исследователи, изучая в этом контексте историю Растафарай в крестьянской среде, обнаружили влияние традиционных афро-ямайских религий, таких ривайвализми его разновидность кумина, которые Гарви терпеть не мог.

 

Справочная информация

Покомания - ривайвализм Ямайки

Revivalism
Покомина - танец одержимости духами

Англичане, владеющие островом, не спешили обращать рабов в Христианство, ведь это открыло бы последним глаза на равенство пред Богом со своими хозяевами. Что-то худо бедно пытались испанцы-католики (до Британии остров принадлежал Испании), но ходу им на британском остров теперь особо не давали. Так и жили: белым - англиканство, черным - языческие культы африканского происхождения.. пока до острова от США не докатилась волна религиозного ривайвализма.

Суть ривайвализма (от англ. revival возрождение, пробуждение) лежит в самой идее реформации, на которой строится весь протестантизм. Уже ранние реформаторы Европы, основавшие первые протестантские деноминации, действовали в русле ривайвализма. Схема была стандарнтна: некий харизматичный религиозный лидер, воодушевленный поддержкой масс, все активней развивал проповедническую деятельность параллельно резкой критике в адрес материнской церкви (для первых протестантов ею была Римо-Католическая) за отход от "апостольского Христианства первых веков". Рано или поздно, но неизбежно, следовал разрыв, и прельщенный миссией возродить истинное Христианство схизмат (раскольник) выделялся в самостоятельную секту.

Процесс оказался непрерывным - и вот уж стали появляться идеологи реформации самого протестантизма. Практически каждое "Великое пробуждение" оставляло за собой на поле религиозной брани не менее десятка новых сект. "Очистка Христианства, искаженного предшественниками", нуждалась в повышенной миссионерской активности и прозелитизме (вербовки верующих из других деноминаций), освоении новых территорий. Так, на волне 3-го Великого Возрождения 1850-60 годов на Ямайку впервые массово поплыли протестантские миссионеры, в основном баптисты (со временем подтянулись методисты с баптистами, а в начале 20в. пожаловали и пятидесятники).

Историческая сводка: нога первого протестантского проповедника-миссионера (англикане не в счет - евангелизацией негров они на Ямайке не занимались) ступила на Ямайку в 1834г. Это был представитель секты моравских братьев. Затем были методисты (1736г.), баптисты (1783г.) и пресвитериане (1823г.).

Первое "великое пробуждение" относят к 1727-40гг, за ним последовало второе 1792-1830гг. Процессы, запущенные этими волнами ривайвализма, отщепили от основного протестантизма следующие секты (перечислены самые крупные): моравские братья (в Германии эволюционировали в пиетизм, в Англии - в методизм), конгрегационализм, пресвитерианство, баптизм и общество друзей-квакеров. Третее пробуждение грянуло в 1850–1900гг. и отрыгнуло христианскую науку, мормонов со свидетелями Иеговы, а также пятидесятников. На этом, к сожалению, ривайвализм не исчерпал себя и деление продолжилось, но это уже новейшая история, к моему повествованию пока не относящаяся..

Конечно, ривайвализм и позднее оказывал влияние на религиозную систему Ямайки, в т.ч. на Растафарай, становление которого пришлось на 20в. Я обязательно коснусь конкретики этих заимствований, уделив внимание характерным фишкам, перекочевавшим из ривайвализма к растаманам. Но это будет позже, а пока посмотрим, чем аукнулась проповедь американских ривайвалистов на Ямайке 19-го века.

В силу острой реакции рабовладельцев, поддерживаемой властями острова, миссионерская работа не имела стабильного и постоянного характера. Проповедникам всячески препятствовали и в некоторых областях распространение Благой Вести могло ограничиться лишь одним-двумя визитами. Но и того хватало, чтобы чуткие сердца отозвались Истине, пусть и в искаженном протестантизмом виде. Некоторые умевшие читать, смогли получить от миссионеров Библии. Эти люди привносили в систему устоявшихся верований элементы Христианства, что приводило к появлению новых синкретических культов. И чем менее доступной была местность, тем более экзотичные религиозные миксы порождались, что видно на примере культа кумины. И не удивительно, ведь еще в 1в. эфиопский вельможа отметил тщету самостоятельного постижения Священного Писания без опоры на традицию святоотеческого толкования:

"как могу разуметь, если кто не наставит меня?" (Деян.8:31)

Нарождающиеся ривайвалистские общины совмещали с христианскими концепциями и народный политеизм, и одержимость духами, достигаемую обильными возлияниями рома и танцами под барабанный бой (ритуал покумина - на африканском языке тви "малое безумие"), и целительство с колдовством. К тому же , под христианские церкви таким образом маскировали свои собрания жрецы традиционной для ашанти религии мъял. Этот языческий культ власти острова запретили после ряда мятежей, организованных религиозными лидерами-миалистами.

А в начале 20в. на Ямайку стали приезжать пасторы-пятидесятники из негритянской церкви Бога. С покоманами они будто были созданы друг для друга - эта американская секта добивалась на собраниях неконтроллируемой "одержимости Духом Святым". В этом трансовом состоянии сектанты в судоргах падали на землю, могли исцеляться от некоторых болезней, тараторили нечеловеческими языками, пророчествовали и предсказывали будущее. Благодаря интервенции пятидесятников ко времени зарождения Растафарай (1930-е) религиозное большинство Ямайки составили именно ривайвалисты.

Пример классического поко-ритма: Cedric Im' Brooks "Hop Merry Hop"

Множеству малочисленных и конкурирующих меж собой общин было характерно жесткое лидерство. Состояли они из малообразованных бедноты и крестьянства. Набиравшее популярность Раста-движение вожди ривайвалистов встретили в штыки - слишком диаметральны были взгляды - авторитарному управлению раста противопоставили демократию. Растаманы ответили ривайвалистам взаимной неприязнью и заклеймили их культ тщательно продуманным инструментом Вавилона, привнесенным для ментального порабощения. И хотя отдельные раста-общины по инерции иногда еще прибегали к традиционным обиа и мъял, именно колдовство ривайвалистов и одержимость духами подверглись со стороны раста-старейшин острейшей критике.

Revivalism
Молитвенное собрание ривайвалистов

К середине 20в. под непрекращающимся давлением хорошо спонсируемой из США пятидесятнической пропаганды среди ямайских ривайвалистов наметилось разделение: более африканская покомания и протестантская сионская церковь черных израилетян, хотя и те и другие считали себя христианами.

Обеим группам свойственная любовь к белым одеяниям и коммунальному житию. Лидера можно опознать по тюрбану на голове. Он выполняет функции целителя, судьи и пророка. Следом в иерархии следует воин-хранитель, защищающий общину от злых духов. В отличие от сионистов, допускающих женское священство, у покоманов это сугубо мужское дело.

Общим верообразующим фактором служит идея о том, что в тело человека может вселяться одновременно множество духов - как добрых, так и злых: они подразделяются на небесных (Троица, ангелы и святые), падших на землю (демоны) и подземных (души умерших). В этом их кардинальное отличие от пятидесятников, которые ограничиваются вхождениями только "Святого Духа". К прочим отличиям можно отнести второстепенную по отношению к снам и видениям роль Библии. Супротив американских собратьев ямайские ривайвалисты не видят ничего дурного и в табаке с алкоголем, а также дискотеках и любовных интрижках. Грехи они склонны оправдывать не проявлением человеческой воли, но исключительно действием побуждающего духа.

Спиритические ритуалы служат для привлечения "дружественных духов", которые приходят в святое место молитвенного двора - очерченный на земле круг, украшенный цветами и свечами. Предпочтение отдается духам предков и Библейским Патриархам. Поскольку духи помогают от хворей, молитвенные дворы называют также дворами исцелений. Обязательный атрибут там - купель, вода которой используется в обрядах. Важное место в коммуне отводится хранителю вод, который следит за чистотой купели и проводит обряды крещения. Считается, что чрез воду в крещаемого проникают добрые духи, а покоманы даже сохранили веру в "добрую" даппи - Речную Деву, живущую в купели.

Некоторые группы используют на своих собраниях литургику англиканской церкви. Повсеместно в ходу освещение воды посредством призывания "полезных духов" поселиться в ней, горячие проповеди сопровождаются громкими выкриками "Алилуйя!". Общины устраивают совместные трапезы, а в целях привлечения новых членов проводят уличные молитвенные шествия. Впрочем, они отличаются от внутренних собраний оккультного характера, на которые постороннему попасть нереально. Покоманы продолжают прибегать на своих собраниях к магии, в то время как сионисты отказались от нее, хотя и проводят обряды снятия заклятий - вредоносные духи изгоняются наложением рук.

Наболее популярная перкуссионная техника, используемая в ритуалах ривайвалистами - бурра. Годами эти ритмы помогали рабам на плантациях переживать жизненные невзгоды, сопровождали они и крестьянскую жизнь ямайской глубинки, прижились со временем и у криминальных элементов (rudeboys) Кингстонских трущоб. Руди имели обычай всеношной буррой встречать вернувшихся с тюремной отсидки корешей. Принять участие в ритуале воссоединения могли лишь те, кто знал о поводе бдения. Но растаманы не были чужаками - полицейская агрессия приводила к криминализации движения. Многие раста отсидели за ганжу и обзавелись на зоне связями с гангстерами. Так раста обзавелись практикой бурра-обрядов. И бандюки кое-что почерпнули у раста, взяв на вооружение такую прекрасную маскировку, какой может служить борода и дрэды. Яркий пример - головорез Воппи Кинг, казненный властями за насилие и разбой.

Пример бурру-ритма: Buru Drummers "Keyman" (traditional jamaican)

По большей части первые раста-общины формировались из числа ривайвалистов, да и сейчас, когда тенденция к интеграции с американским пятидесятничеством практически свела покоманию на нет, недовольные прибиваются к растаманам. С собой они переносили не только языческие предрассудки, но и особое отношение к бурра-ритуалам, их значимость в религиозной жизни.

Пример наябинги-ритма: Levy Judah "Nyahbinghi Dub"

Заимствовав бурру-ритуал у мира криминального, раста нарекли его нъябинги, вкладывая в это слово смысл "смерть белым угнетателям и их черным сообщникам" (хотя с языка киньяруанда это переводится как "тот, кому дано много"). В барабанах ривайвалистов живут духи, поэтому раста, сохранив бубны и трещетки, заменили барабаны ривайвалистов перкуссией, аналогичной той, что использовалась в африканской румбе (баджо-бас на тумбах, основа ритма сигунда на конгах и мелодия на куинтах). Басовая основа нъябинги стала исполняться на громе (thunder bass), основу ритма задают фунде, а синкопированная мелодия отдана акете. Музыканты, вышедшие из Растафарай-движения на рэгги-сцену, привнесли в ритмику рокстеди элементы нъябинги, что оказало огромное влияние на звучание - начиналась эра рутс-рэгги.

вернуться к тексту >>>

Кумина (другие названия: калунга, кадуунга)

Kumina ritual
Ритуал кумины

Истоки культа восходят к верованиям племён ашанти из Конго, говорящих на языке тви. Слова этого языка получили сакральное значение и легли в основу ритуалов культа наряду с особой перкуссионной техникой игры на ударных бонго. Название не случайно созвучно слову "куму", что переводится как "ритм", хотя этимология такова: аком = быть одержимым, ана = предки.

Зарождаться культ стал c началом христианизации ямайских рабов - примерно в 18в., и практически сформировался к 19в. Наибольшее распространение имелоcь в провинции Святого Андрея, где общины сохранились и сегодня.

Из всех синкретических (смешивающих разные религии) ривайвалистских культов Ямайки кумина - самый африканский, фактически сохранивший религию ашанти. Последние составляли этническое большинство популяции рабов. В неволе африканцам разных племен важно было держаться заодно, а потому прочие малочисленные группы перенимали эту религию, утрачивая связь с родными культами.

Приверженцы кумины верят в мпунгу (духов) и возможность использовать их. Наиболее почитаем дух земли, разбудить которую способны звуки бонго. Чтобы поддерживать контакт с ней и питаться ее силой, музыканты играют босиком. Христианизация рабов привнесла в культ веру в высшего Духа - царя Заамби - Небесного Отца, являющегося единственным Богом (духи богами не считались). Любые действия духов могут совершаться лишь по Его дозволению.

Зачастую куминцы посещают воскресные службы в протестантских сектах пятидесятнического толка. Им пришлись по духу глассолалия (говорение "ангельскими" языками) и "сошествия Духа Святого", т.е. фактически те же самые практики, что и в их культе, просто иначе названные: доведенные до транса многочасовыми нарастающими ритмами бонго самые чувствительные куминцы падали в конвульсиях на песок, одержимые духами. Вошедший в тело демон часто говорил устами человека на своем родном "древне-африканском" языке, "позабытом" ямайцами - в задачи жрицы (а роль духовного лидеры общины, как правило, принадлежит женщине) входит толкование услышанного. Они способны также заставить духа, исцелить болезнь человека - для этого дух должен изгнать из тела обосновавшегося там духа болезни, которого жрица улавливает в сосуд и хоронит вдали от деревни.

Основной повод собраться для кумины - похороны, но в зависимости от целей (рождение, свадьба, суд) ритуалы могут длиться до 3 дней.

Пример бонго-ритма байло от общины Мистическое Откровение Растафарай: Count Ossie "Bongo Man"

Протестантизм отчего-то не мешает куминцам практиковать магию мъял. В отличие от магии обиа, с которой в общинах кумины увязывают Библейское осуждение колдовству, их магия нацелена на контакты с духами, наделенными силой якобы от Бога. Практикующим обиа приписывается якшание со злыми тенями даппи - на Ямайке верят, что после того, как тело умершего предадут земле, а душа его отойдет на Небо (или в Африку), на земле остается злая греховная сущность даппи - тень умершего.

Для справления ритуалов в общине строят особую хижину, размещая ее опорные столбы строго по сторонам света. В центре располагается всячески украшаемый алтарь, на котором духам возжигаются свечи и приносятся дары, в числе прочих и кровные: птице отсекается голова, часть ее крови выпивается жрицей, а остаток - выливается на землю, чтобы чрез нее просочиться в мир умерших. В зависимости от назначения ритуала, его обряды могут длиться до 3-х дней. Разнятся и цвета одеяний: белые и зеленые - для мирных празднований и благодарений, красные - при подготовке к войне, черные - для суда, но в комбинации с другими цветами - для защиты от зла. Вообще, строгое следование процедурам ритуалов обязательно, т.к. малейшая неточность может повлечь непредсказуемые последствия.

Играющие на бонго садятся друг напротив друга, лицами обращенные к востоку и западу. Перед началом игры следует обязательное освящение белым ромом - его пьют сами и льют на землю, угощая духов, окропляют им барабаны. Часто ранг жрицы можно определить по ее умению танцевать, держа на голове стакан с водой, а в руке - столовую ложку с куриным яйцом.

Пример бонго-ритма мумбака: Third World "Kumina"

С точки зрения перкуссии можно выделить 2 формы - байло и мумбака. Байло - более попсовая, ее можно исполнять и в обыденности, мумбака - строго племенная по звучанию и сугубо религиозного по характеру применения. Наряду с перкуссионными техниками покомании (бурра), перкуссия кумины создала базис для растаманской перкуссионной техники нъябинги.

вернуться к тексту >>>

Битвы магов племен ашанти: обиа против мъял

Noah family
Праотец Ной, его сын Хам и внуки

Народ, который не служит Господу Богу, будет служить врагу, которого пошлет на него Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке (Втор.28:47-48). Хам, чернокожее потомство которого стало заселять Африку (сыны Мицраима Египет, сыны Куша - северную Африку), согрешил некогда против отца - Праведника Ноя (Быт.9). Отпав чрез грех от поклонения ДЖА, хамиты с ходом истории все сильнее погружались во мрак идолопоклонства и суеверий. Следствием стали постоянные войны соседних племен, брат пошел на брата..

Так в Западной Африке амбиции воинственной народности фон, создавшей государство Дагомея (ныне территория Бенина) столкнулись с интересами вынужденных объединиться в военный союз племен асанте-фо (= ашанти, ныне территория Ганы). Среди прочих примкнули народы тон, асианте, камбоси, денчира, аданси, васау и др.

Дагомея процветала! Основным источником дохода была работорговля, для обеспечения которой велись непрерывные войны с соседями. Европейские пираты щедро платили ружьями и порохом. Никогда работорговля не получила бы такого колоссального размаха, не будь тому деятельной поддержки со стороны вождей Африки.

Зоны влияния были разделены: ашанти продавали рабов Португалии, фоны - Англии. Так самой многочисленной этнической группой рабов на Ямайке стали люди ашанти-племени акан, вывезенные с Золотого Берега. Ашанти отличались бунтарским характером - особо буйных белые рабовладельцы прозвали короманти.

Отбирая у раба собственность, семью и детей, имя, саму свободу, рабовладельцы не могли отобрать одного - религии, в условиях рабства ставшей единственной духовной связью с далекой родиной. Не смотря на века язычества, ашанти умудрились сохранить в религии идею о Всевышнем Боге, живущем на Небе. Они называют Его Оньяма. Полагается, что именно Он породил всех живых существ, включая и людей. После трудов по сотворению мира, Оньяма удалился от докучавшего людского шума, делегировав для взаимодействия посредников. Теперь попасть к Богу тишины могут лишь мертвые, ибо безмолвны.

Основную теологическую проблему породила невидимость Оньямы. Ашанти усомнились, что Невидимому Богу возможно прямое поклонение. Если всю свою силу и власть боги низшего порядка получили от Всемогущего Оньямы, значит и поклоняться Ему надо через них.. До идеи об идолах оставался всего шаг.

На верхушке пантеона можем обнаружить триаду - этих трех богов нельзя путать с Единым Богом Троицей, но некоторые аналогиии просто бросаются в глаза. Итак, невидимый Оньяма после сотворения видимой материи, породил двух сыновей: Одуманкома (с языка тви = Разум, Премудрость, Логос) получил власть над всем видимым миром, т.к. стал его Создателем, использовав материю, сотворенную Ньямой; Ньянкопон (с яз. тви = Всемогущий Бог добра) же получила жизненную силу кра, которую вдыхала в создания Одуманкомы, давая тем жизнь.

С развитием культа рос в численности и пантеон абосом (боги низшего ранга), расцвели культ поклонения духам предков и анимизм - различным духам приписали покровительство над природными явлениями, объектами живой и неживой природы (например, свой дух был над каждым видом животного), определенными географическими местами (рекам, горам и т.п.) и даже днями недели.

В честь духов умерших предков принято ставить стульчики, чтоб зайдя на огонек те могли присесть с дорогои. Кстати, в 17в. стул вообще главной святыней ашанти. По легенде во время одной из войн царя Осей Туту в руки жреца Окомо Анокье спустился с неба золотой трон, помогший одержать победу. Ни разу не касался он земли (хранят его на шкурах), и никто никогда не садился на него. Трон заключает в себе души всех ашанти и если его захватят враги, гибель народа станет неминуема. По этой причиние ашанти не долго думали над ультиматумом 1900 г. - либо позволить британскому послу усесться на этот стул, либо стать колонией.

Историческая справка: в 19в. политика Британии привела к череде т.н. англо-ашантийских войн. С переменным успехом Федерация Ашанти обороняла независимость, но в ходе 7-ой войны все же пала, и с 1901г. ее земли вошли в состав колонии Золотого Берега, а Император Премпе I был сослан на Сейшелы. В 1924г. ему позволили вернуться в качестве царя-марионетки одной из провинций. В 1935г. уже в роли Императора воцарился его наследник Премпе II, а в 1957г. Гана стала 1-ой страной Африки, получившей независимость.

Pocomania temple
Тазик для духов в
современном поко-храме

Оком-фо (жрецом) мог стать лишь прошедший 3 года ученичества, а для поклонения строили храмы, где особым днем Оньямы является суббота (!). Поскольку считалось, что духи способны вселяться в материальные объекты, в храмах для их визитов держали медные тазы с водой, в которую добавляли листья с травами и амулеты. Духи могли вселяться и в людей, порой задерживаясь в теле на несколько лет. Духи подавляли волю и разум, отчего человек мог казаться безумным. Если жрец подтверждал факт одержимости, то им же проводился ритуал изгнания и последующего пленения духа-захватчика: одержимому надлежало танцевать, пока он не изнурял себя до той степени изнеможения, при которой дух лишался всяческого комфорта и покидал тело. Тут то его и хватал в ладони жрец, в таз и запечатывая в глину священной реки, замешанную на травах. При этом именем Оньямы провозглашался договор, обязывающий духа не только жить в фигурке, но и выполнять разные просьбы в обмен на жертвенную кровь овец и птиц, смешанную с вином. Освободившийся становился жрецом изведенного из него духа.

Так или иначе, жрец становился повелителем одного или нескольких духов, к которым частенько обращался за советом. Чтобы получить ответ на насущные вопросы, жрец доводил себя до особого трансового состояния, в котором духи овладевали его телом и могли говорить устами жреца, причем совершенно не его голосом, диалектом или даже языком.

Однако, кроме окомфо у ашанти были и другие типы жрецов, сотрудничающих с богами рангом попроще:

  • суманква-фо - маcтер по изготовлению сумана (некий предмет, чаще всего связка веточек, заключающий в себе силу духа; примером может служить нкабере - талисман на удачу). Суманквафо знает, как привлечь духов кровью жертвенных кур и заточить их в суман. Дух обязан служить обладателю оберега, если последний не будет забывать иногда задабривать пленника кровью жертвенных кур;
  • дунсе-фо - знахарь-травник, специализирующийся на свойствах трав, корней и минералов;
  • одуи-фо - целитель, в особо тяжелых случаях духи овладевают его телом, чтобы руками целителя приносить облегчение болям.

    Примечание: наверное вы заметили, что почти каждое название оканчивается слогом "фо"? Он не несет смысловой нагрузки и может быть отброшен. По легенде так звали одно из первых живых существ - обезьяну Йфо. Она всячески помогала Оньяме при сотворении прочих живых существ, за что попросила назвать всех тварей в ее честь.

    Все они действовали в рамках религии ашанти, являясь священниками того или иного бога. Но был в пантеоне и такой бог, причем единственный, который священства не имел. Тех, кто вступал с ним в сговор, звали бонсам ком-фо (ведун / ведьма). Этот класс шаманов занимался колдовством: наводил порчу и смертельные болезни, торговал приворотными зельями, ядами и др. снадобьями. Ночами они оставляли свои тела и невидимые (выдать их могло лишь свечение, исходящее из подмышек) высасывали сок зерновых, наводили болезнь на кокосы, вселялись в животных (буйвол, слон, змея), принуждая нападать на людей.
  • Всякий комфо является вампиром, обожающим пить кровь спящих детей - те на глазах чахнут, покуда не умирают от истощения. По этой причине колдунов зовут также обайи-фо (отбирающие детей).

    Этимология: есть иная версия происхождения слова "оби" - от египетского обион = змей. Самый главный змей Об (Ауб) почитался египтянами богом оракулов. Через Пророка Моисея ДЖА запретил даже упоминать о жрецах оба: "Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор.18:10-12). Нарушивших табу ждала кара Господня, например, обратившемуся к питонессе царю Саулу последняя напророчила скорую смерть в битве с врагами (1Цар.28:7).

    Victim sacrifice ritual - hen head truncation
    Жертвоприношения кур по сей
    день самые распространенные
    в Вест-Индии

    Мало кому могли нравиться такие соседи. Боясь расправы, обаифо вынужденно шифровались, например, кося под суманква-фо. Все их искусство было сугубо оккультным - порой даже супруги могли не догадываться об истинном статусе своей второй половины. Впрочем, вычислить обаифо все же можно - по нечеловеческому аппетиту и любви к мясу (в т.ч. сырому), они постоянно говорят про еду и крутятся близ кухни. Другим характерным признаком служит злобное выражение лица, развитая мимика, склонность корчить рожи, ну и хитрый бегающий взгляд, избегающий глаз собеседника. Возможно, это связано с профессиональной болезнью - повреждением глазного нерва (шаманы учатся умению не моргая глядеть на солнце). Если внимательно наблюдать, можно увидеть: обаифо никогда не спят и панически боятся нкабере.

    Окомфо - заклятые враги обаифо, и не сложно понять почему - достаточно узнать какой же бог дает колдунам их силу. Их покровитель - первопричина всякого зла и болезней - дьявол сасабонсам оббони воплощающийся в огромного черного монстра, с длинной шерстью, светящимися красными глазами, лапами, смотрящими в разные стороны. Он обитает в дремучих джунглях, в кроне высоких деревьев, где таится, высматривая на ужин заплутавших охотников. Им движит сущностная ненависть к человеку, а задобрить его (и то на время) способна лишь жертвенная человеческая кровь.

    В его подчинении всяка нечисть ммотия, например, лешие, из которых черные вполне безобидны (максимум, что кинут камнем из-за дерева), а вот красные или белые могут приколоться так, что в джунглях и сгинешь.

    Факт: дьявол ашанти признан и в гаитянской религии вуду, корни которой восходят ко древней Дагомее. В пантеон лоа (духов) его внесли под именем сасса-боусса и почитают как дьявола Бамбары (земли Мали, Кот-д- Ивуара, Ганы и Гвинеи).

    Заручиться поддержкой оббони можно, взяв у корней дерева, на котором живет чудище, камень. Там же заключается сделка: обаифо в обмен на свою душу просит демона войти в камень, который становится ему мощнейшим суманом черной магии. Раз в неделю такой суман надлежит кормить кровью, и в некоторых случаях она вовсе не куриная. Отныне, когда демон придет к чьим-нибудь похоронам в надежде поживиться душой новопредставленного, сложностей в поиске где остановиться не возникнет - он поселится в теле обаифо. К умершему бонсаму ашанти категорически отказывались войти даже под дулом английского ружья - ведь после смерти и тело, и душа колдуна всецело переходили во власть дьявола.

    Не смотря на вражду окомфо с бонсамами, менталитет ашанти позволял им без зазрения совести прибегать как к первым, так и ко вторым, и как ко добрым духам, так и ко злым - например, силой ммотия можно было увеличить эффективность своего нкабере, а самую первую утреннюю игру на барабанах посвящать обаифо, чтоб те в ответственный момент за руку не дернули. Задобрить колдуна можно также оставив ему на воротах деревни сырое мясо.

    Говорящие барабаны (cправка): использовались для обучения перкуссионному языку, что при военных действиях служил средством связи для передачи сообщений на расстоянии. Перед игрой такой барабан мажут вином, прося испить и играть хорошо. Винные подношения и молитва возносятся также ко Всевышнему Ньянкопону, духу матери-земли, а также обаифо (!) Эта предосторожность объяснима: если перкуссионист лажал, то штрафовался овцой, когда лажа входила в норму, ему отрезали ухо. В особо серьезных случаях в барабаны просили войти и подпевать духов тех материалов, из которых он сделан (лесных деревьев, могучего слона и т.п.), духов земли и воздуха. На время игры барабан становился им местом обитания.

    Объектом манипуляции для обаифо являлась человеческая душа, завладев которой можно получить над ним власть. Обычно колдуны захватывали ее в пузырек, коих таскали с собой в достатке. Душа заточалась в кроне дьявольского дерева, вынужденная подчиняться пленителю, в то время как хозяин ее начинал чахнуть, и в короткое время умирал.

    Ashanti drummers
    Говорящие барабаны ашанти

    И прежде чем мы посмотрим, как прижилась описанная выше религиозная система в земле пленения, на Ямайке, придется таки разобраться в антропологии по-ашантийски:

    Когда первые люди поселились на земле, то детей не имели. Но однажды с неба сошел огромный питон-абосом Муру, предложивший свою помощь. Поставив первочеловека напротив жены, он обрызгал их животы водою. Так нторо змея чрез воды освещенной им реки вошел в людей, и те смогли зачать потомство. Этот дух передается от отца к детям, духовно связывая их со змеем, ставшим для перволюдей своеобразным тотемом. Ну а гад получил статус священного животного.

    Племенной тотемизм: нторо змея стало 1-ым из данных людям (его носило большинство царей), но объединяясь, племена акан принимали людей с нторо, полученными от других абосом. Например, у одних соседей в реке жил абосом Пра, у других в озере - Тве. Не остался в долгу и Ньяма, одарив людей нторо, сошедшим в виде голубя. Имеющие его отличаются мирным характером. Чаще встречаются люди одного из 12 нторо, хотя есть и другие. С нторо связана система правил и табу. В определенный день недели (каждому нторо свой) надлежит купать свое нторо. Связанное с ним тотемное животное не убивают и не едят, как и ряд других животных, чье мясо вредно для нторо (у питона это собаки и обезьяны). Если тотемное животное находят мертвым - хоронят.

    Браки внутри нторо запрещены. Выходя замуж, девушка берет на себя табу нторо мужа, чтобы не навредить детям. Ее измены строго караются, т.к. семя нторо, отличного от нторо мужа, ядовито для последнего: детей от таких измен убивают; если любовник одного нторо с женой, убивают обоих. Жену умершего наследует его брат в качестве малой жены (йере кума).

    Фактически, нторо является коллективной душой целого рода, передаваемая ребенку через сперму отца. То, как нторо проявляется в рамках конкретной личности, характере человека, называют сунсум. Ну а от матери дитя наследует абусуа (плоть и кровь). Есть в человеке и божественная составляющая кра, не наследуемая от родителей - это то самое дыхание жизни, что некогда вдохнул в людей Ньянкопон.

    Когда человек умирает, кра возвращается к Ньянкопону, а нторо остается присматривать за родней того же нторо (отчего нторо матери безразлично к ее детям). Сунсум умирает вместе с человеком, но тут тонкости: есть у души и темная сторона - саса. Все дурные мысли и злая воля идут от нее. Человек должен подавлять в себе саса, иначе та возобладает над нторо и саман (призрак умершего) никогда не обретет места в мире теней. Эти блуждающие души саса-саманы получили на Ямайке название даппи.

    Дабы обезопаситься от их злобы, ашанти проводят театральный обряд захвата саса: ловят шумно и долго, предварительно накачавшись ромом, хватая руками воздух над телом покойника. Поймать удается не сразу и несколько раз саса умудряется вырываться, но в результате ее таки ловят, и хоронят в небольшом гробике. Понятно, что над умершими не своей смертью, особенно насильственной, такой обряд сразу после момента смерти не проведешь - заделывай тогда от незванных гостей на ночь все щели в доме. Докучать могут и родственники, умершие от болезни - как ни крути, а без услуг окомфо никак не обойтись.

    Конечная цель самана - упокоиться с Ньямой, но саману, запятнанному потаканиями своей саса, туда хода нет. А потому саман может попробовать пройти земной путь заново. Однако, реинкарнация возможна лишь в ребенка с нторо и абусуа такими же, как имел ранее. Поэтому так популярны у ашанти браки двоюродных братьев и сестер - чем больше предков соберется рядом со Ньямой, тем больше надежды на их помощь. Еще причина - сохранение в роду земли, принадлежащей предкам, ведь она наследуется чрез жену. Иначе, за землю, ушедшую с детьми в нторо мужа, придется задабривать своих предков особыми ритуалами.

    Нторо, переданное от отца к детям, необходимо закрепить в роду особым обрядом: на 8-ой (!) день дед плюет в рот новорожденному и нарекает именем. Но если ребенок умер раньше, супруги знают - это был не настоящий ребенок, но сасасаман, пожелавший таким способом причинить вред здоровью жены. Несостоявшиеся родители празднично наряжаются и принимаются избивать труп мертвого младенца, постыжая при этом сасасамана.

    African sorcery
    Магические ритуалы Африки

    Наряду с прочими рабами, на Ямайку попадали и жрецы. Практически все ритуалы их религии сопровождались танцами, а это влекло не только из ашанти, ведь танец долго оставался единственным доступным рабу способом отвлечься от тяжкого труда. К ритуальным барабанам стали добавлять европейские инструменты, это положило начало развитию менто. Обычно им заканчивались все религиозные собрания - когда ритуальные танцы были исполнены, они плавно перетекали в мирские. Все это подогревалось обильным потреблением рома. Некоторые по африканской традиции танцевали практически голышом, но и без того белые находили телодвижения менто развратными: танцуя, пьяные рабы не только в ладоши хлопали, но вовсю вращали и терлись бедрами - вдруг такое ненароком увидят дети?

    Пример классического менто "Zombie Jamboree" исполнении Harry Belafonte

    Танцы были категорически запрещены, а с танцами в немилость попали их "организаторы" окомфо. Теперь оправлять религиозные обряды им приходилось тайком по ночам, под угрозой жестоких наказаний. Окомфо оказались "в шкуре" своих оппонентов обаифо, вынужденных утаивать род деятельности. Но случилось это не по причине одних лишь танцулек. Англичане не только не могли (да и не хотели особо) вникнуть в различия ритуальных и мирских танцев, но и ставили знака равенства между обаифо и окомфо, т.к. обе эти категории активно пользовали травы. Только одни ядами сводили в могилу целые состояния, вложенные в закупку рабов, а по возможности, травили и самих плантаторов, чего те панически боялись. Вторые готовили в основном противоядия - но поди ж ты этих черных разбери.

    Тем более, окомфо все же прибегали к ядам, хотя и не для отравлений, а с целью усилить авторит среди простонародья, вводимого в заблуждение относительно власти воскрешать мертвых: с помощью порошка на основе специи калалуэ и моллюсков-гастроподов они могли на определенное время погрузить человека в литаргическое состояние, неотличимое от смерти. Являясь демонстрацией преданности богам и доверия окомфо, этот обряд мъял совершался всеми участниками добровольно:

    Избранный к "прохождению через смерть" принимает яд, и окомфо под сопровождение перкуссии начинает раскручивать жертву, пока та не падает замертво. Тогда жрец с криками убегает в лес, откуда через несколько часов приносит травы, соком которых мажет рот, глаза и пальцы "покойника", покуда остальные водят хороводы. Где-то чрез час умерший "воскресает".

    Наконец, решающим аспектом, наложившим вето на религию ашанти, стала социальная направленность служения окомфо. С незапамятных времен жрецы радели о благе общины - можно понять их боль видеть страдания своего народа в рабстве. Религиозные собрания они использовали в том числе и для создания тайных обществ сопротивления, в которых всячески возбуждали жажду освобождения. Для этих обществ были разработаны новые ритуалы, например, наложение на уста печати молчания (готовилась из рома и пороха, смешанных с кровью каждого участника) - болтунов карали смертью. Окомфо яввозглавили не один кровавый бунт, сопровождаемый расправой над хозяевами. Бесстрашия рабам придавал волшебный порошок - окомфо заверяли: если натереться им, станешь неуязвим для пуль белых. А если и убьют - не беда, всегда сможем оживить.

    Ненавистно было рабство и обаифо, которые также часто становились зачинщиками бунтов. Один из крупнейших разгорелся в провинции Святой Марии в 1760г. Восстание набирало обороты и охватывало одну плантацию за другой, пока властям при содействии одного из пленных повстанцев не удалось захватить обимана-предводителя. На эшафоте он дерзко заявил, что белым не под силу убить его, однако, был вздернут на висилице. Его качающийся труп, по полной программе увешанный всякой оби-мишурой, оказал огромное деморализующее влияние на мятежников, бунт был подавлен, а властями острова издан закон, карающий смертью даже при подозрении в причастности к обиа.

    Caribbean negroes dance
    Танцы карибских рабов

    Казалось, окомфо одержали победу, не смотря на то, что их запросто могли арестовать как обаифо, а религиозная составляющая их деятельности умалилась, сведя специализацию до уровня дунсефо (лекарей-травников). Основной их задачей стало разоблачение обаифо и нейтрализация наложенных ими оби (чары, порча). В ходе борьбы за выживание они переняли у соперников не свойственные им услуги и колдовские приемы, но остались верны заботе об общине. Помимо целительства они освоили не только выявление воров (для этого кормили подозреваемых могильной землей - у вора обязательно вздует живот), но и занялись любовными приворотами, призывом удачи и денег.

    Что до маргинальных обаифо, отношение к ним в народе совмещало ненависть и уважение. Их боялись, но без сомнений бежали к ним, если видели в том нужду. Услуги их типичны: силою духов помогали сохранить либо отнять жизнь, насылали боль или избавляли от нее, могли разорить или привести к успеху, оказывали содействие в суде. Другой статьей дохода стал торг приворотными зельями, ядами и суманами (например, веревка палача чудесно помогала от неудач, а задняя лапа зайца, убитого на могиле, сохраняла жизнь в минуты опасности).

    Успех их конспирации держался на страхе - проклятье предателю обычно подкреплялось действием яда. Обиману даже не приходилось самому искать способа подобраться к жертве. Иногда оказывая то одному, то другому бедняку свои услуги "бесплатно", они получали тем самым весьма действенный инструмент манипуляции. Чувство обязанности услугой наряду со страхом возбудить против себя злобу колдуна, ставило невежественных рабов в зависимость от воли обаифо, а значит отравителем мог оказаться любой, даже тот кого считаешь другом. Если отравителя ловили с поличным, отвечал именно он, тогда как обаифо выходил из воды сухим.

    Реакции на яд они выдавали за содействие духов или свои сверхъестественные способности. В качестве причин любой болезни называли порчу, предлагая за деньги перенести ее назад на злопыхателя.

    Для наведения порчи больше всего подходят куриные яйца или заговоренные лоскуты, их подбрасывали жертве через порог, прятали под лавку или зарывали на пути следования жертвы. Мало кто рисковал красть там, где висел оби-оберег имущества - они работали лучше всяких замков. К институтам белых доверия негры не имели: жалели грошей на аптечную фармацевтику, но готовы были отдать пол-жалования за шаманское снадобье.

    Огромную роль в деле обаифо играла сила внушения. Если колдун предрекал смерть, жертва зачастую сама начинала изводить себя психологически, впадая в безнадежное отчаяние и депрессию. Физический эффект яда жертва усиливала самоистязанием, бросая в ожидании неминуемой гибели всякую надежду на обретение помощи.

    Важной частью обиа являлась всеразличная атрибутика, при изготовлении суманов и зелий у колдунов веьсма популярны: кровь, перья птиц (особенно дохлой вороны), клюв попугая, зубы собак, змей и аллигаторов, битое стекло, кошачьи кости, утиные черепа, яичная скорлупа, могильная земля, колчья волос, жабьи лапки, хвосты ящериц, старые колоды карт и вездесущий ром. Но самыми действенными были куриные яйца. Их никогда не крал ни один грабитель - обиженный хозяин мог отнести другое яйцо той же курицы обиману, который, обмотав его нитками, выкинет в море - с этого момента в животе вора будет бурлить с силою волн. Другой распространенный способ навести порчу - ржавые гвозди. Их вешали над дверью и кто проходил под ними, умирал в долгих муках.

    Еще бонсамы любили набивать травами маленькие деревянные гробики, которые надо было сжигать вблизи дома или на пути жертвы. Рецепты, как и все учение бонсамов, держались в строгой тайне. Но в отчаянии простые люди, побоявшиеся обратиться к обиману, пытались самостоятельно исполнить оби, хотя и верили, что ошибки в ритуале могут стоить смерти. Чаще чрез оби пытались вернуть ворованное, сжигая на дороге корень вангры, нареченный именем вора - если тот пройдет этой дорогой, то станет испытывать нестерпимую боль, пока не вернет добычи. Интересно отметить, что бонсамы постепенно приучали себя курить вангру (вид кунжутных бобов), имеющую наркотический эффект. Ее дым весьма ядовит - порой достаточно было лишь выдохнуть им в лицо, чтобы человек потерял сознание.

    Slaves
    Рабы на плантации сахарного тростника

    Все эти жуткие составляющие, как правило, несли отвлекающий характер. Ими декорировались по-настоящему действенные травы и коренья. Всю эту магическую утварь бонсам таскал в сумке наряду с тетрадкой каракулей (типа заклинания на древнеафриканском) и магических знаков, доставая лишь при изготавлении сумана. Обычно в полночь компоненты складывались в кастрюльку. Сверху (да и в себя) все поливалось ромом и кровью жертвенного животного - обычно курицы, а по особым поводам и длинной свиньи, как называли приносимого в жертву человека, как правило ребенка. Жертвенное животное целиком или полностью съедалось, а значит, не обходилось без каннибализма (всем известно, что сердце белого младенца лечит все болезни). Поедание врага - высшая форма торжества над ним, поэтому то, что предстояло одолеть, ритуально увязывали с жертвой.

    Повторю, человеческие жертвоприношения имели место в исключительных случаях, таких как посвящение в бонсамы высшего ранга - претендент должен был выкрасть в жертву ребенка из собственной семьи, лучше племянника. Важно было успеть до Крещения, т.к. саман младенца, погибшего до Крещения становится джамби- потерявшимся даппи, вечно блуждающим по ночам, и оставляющим за собой следы задом-наперед. Захватив джамби, бонсам использовал его как своего раба в мире духов. Пользовались они джамби-рабами и из мира материального, ни в чем не отставая от своих коллег папалуи (жрецы вуду с Гаити). Для этого в ход шел уже упомянутый парализатор нервной системы, но в отличие от мъял, используемый вовсе не для поддержания авторитета, но для зомбификации.

    Вообще, обаифо почерпнули из вуду не мало. Корни вуду восходят к религи врагов ашанти догомеев, служивших змею Дагу. Его изображали захватывающим в пасть собственный хвост, он олицетворял всю мудрость и являлся сыном верховного Божества (по всему выходит, что учить людей "мудрости" он начал с Евы в Эдеме). Аабсолютно любое событие у дагомеев отмечалось человеческими жертвоприношениями. Праздник считался удавшимся, если убито максимально возможное число людей. От ритуального каннибализма в Африке они вынужденно отказались (и то, лишь формально) лишь в 19в. под давлением колониальных властей Франции. Впитав в себя элементы Христианства, черная магия жрецов Дагомеи, стала известна миру как гаитянское вуду. Среди других ее ответвлений: сантерия и пало на Кубе, шанго на Тринидаде, джу-джу на Багамах.

    Основное родство вуду и обиа лежало с духовной точки зрения в сфере поклонения дьяволу, а в физической - в использовании ядов. Широкое распространение имела оби-вода, неотличимая от обычной на вид и вкус. Не зря на Ямайке в ходу пословица "Лучше господину дружить со своим поваром". Обиманы готовили ее добавлением толченого в пыль стекла, вызывавшего внутренние кровотечения. Вариацией был каучуковй сок, смешанный с ядом и все тем же толченным стеклом. Липкой жидкостью мазали, к примеру, дверную ручку или спину рубашки - яд проникал через микропорезы, о которых жертва даже не догадывалась.

    И не обойтись тут без упоминания о джамби, нзамби или, как они чаще известны, зомби. Словом нзамби народ фон называл заблудившуюся душу мертвеца. Колдуны всегда ошиваются на похоронах, в надежде улучить момент и выкрасть нзамби (у акан, как помним, она называется саман). Для этого обиманы таскают с собой множество маленьких пузырьков, которые подойдут в качестве контейнера для души. Бедная душа не может не подчиниться, ведь бонсам приказывает ей на древне-африканском сакральным языке (а других языков та и не понимает). Своих даппи колдуны запирали в плен в кроне шелкового дерева.

    Справка: Поскольку даппи обитают обычно в кронах деревьев, черные ямайцы старались не сажать их близко к домам. Ну а о том, чтобы срубить священное шелковое дерево из тех, что использовали бонсамы в качестве тюрьмы для подвластных им даппи, речи даже не заходило. Эти деревья считались живыми, обладающими способностью ходить по ночам. Черные отказывались рубить их даже под страхом жестокого наказания от хозяина. Иначе все даппи, обитающие в срубленном дереве, поселятся в твоем доме, и еще вопрос - что хуже - быть публично выпоротым или всю жизнь мириться с полтергейстом.

    Obeah-man
    Обаифо-отшельник

    На практике же, дело обстоит несколько иначе: бонсам отравляет жертву парализующим нервную систему снадобьем. Иногда, правда, случаются осечки - неверно расчитанная дозировка поражает мозг и зомби в результате окажется испорченным или вовсе не выживет. Внешне человек выглядит умершим, у него не слышно биения сердца, не ощутимо дыхание, глаза не реагируют на раздражители. При этом он все слышит и понимает. Огромное потрясение испытывает его психика при осознании собственных похорон и бессилие им воспрепятствовать. Панический ужас и примирение со смертью испытываются в кромешной тьме гроба. На этой стадии многие трогаются рассудком..

    Когда через несколько дней колдун выкапывал зомби из могилы (как правило их продают в другой части острова, где их не узнают местные жители или родственники), тот уже не осознавал себя личностью, не помнил не только прошлой жизни, но даже слов родного языка, и абсолютно покорялся хозяину. Зомби выгодны в хозяйстве и лучшего раба не придумать: будучи немыми и безвольными, не просят зарплаты и не помышляют о бунте, затраты на их кормежку минимальны (главное соли не давать - она может запускает обратный процесс, и к человеку может вернуться речь, и даже память).

    Бонсамы разработали сложную иерархическую систему посвящений в секреты своего оккультного учения. Таинственность и влияние, которым они располагали, соблазняли не только ашанти, в силу чего культ усложнялся синкретизмом - включением верований других африканских народностей, встречающихся на Ямайке. Они привносили в оби практики своих собственных религий, обогощали пантеон дагомейскими (Бенин) духами-лоа из вуду, духами-ориша племен йоруба (Нигерия), духами-мпунгу народов банту (Конго).

    Тем не менее, обиа не стало религиозным культом, для которых характерно всеобщее участие. На этот путь вставали не многие и он автоматически уводил от общества - кого все боятся, обречен на одиночество. Обаифо никогда не вступали в брак и вынуждены либо бродяжничать в поисках жертвы, либо жить отшельниками в горах, где в своих пещерах всегда были рады приютить единственно возможных друзей - грабителей, сколачивающих банды из числа беглых рабов.Попав в руки правосудия, преступники отказывались от услуг адвокатов, предпочитая нанимать обаифо, чтобы те на суде магией запечатали уста свидетелям и обвинителю. Ну а какая разница - чары заставляли людей молчать или боязнь мести обимана? - главное, что это срабатывало.

    Разбойники были основными покупателями суманов, за которые обиман нередко просил вместо денег услугу. Известен случай, когда в 1789г. марун убил наводившего на округу ужас головореза Трехпалого Джека. Среди личных вещей при нем нашли целый набор оби-суманов: козий рог с могильной землей, замешанной с кровью черной кошки, человеческим жиром и золой, а также моджо (мешочек с магическими предметами, перетянутый веревкой), в котором лежали кошачья лапа, сухая жаба, свиной хвост, а также кожа младенца с начертанными на ней кровью символами веве (знаки, имеющие силу над духами).

    В условиях преследований, обаифо стали выдавать себя за мъял, оказывая услуги "белой магии", недаром на Ямайке говорят: "если есть 2 руки, кто же работает одной"? Фактически, для бонсама стерлась граница меж добром и злом, но существовали текущие цели, в оптимальном достижении которых полезны те или иные духи.

    А все же все действия обимана всегда выдавало злое начало: чтобы прослыть целителем, сами же провоцировали болезнь ядом и держали наготове антидот. Любое "доброе" дело от обаифо оборачивалось проклятием - придет кто за оберегом, так обязательно окажется, допустим, что его водой намочить нельзя, иначе дух на обладателя ополчится. Вот оно и проклятие, вот она и зависимость от колдуна! - стоит под дождь попасть, неси скорей денюжки колдуну, чтоб духа задабрил.

    Making a zombie
    Зомби - реальность и сегодня

    На просьбу о безобидном зелье для охмурения хозяина (чего мог желать раб? - благосклонности господина, возможности управлять его сознанием, справедливого суда..) обаифо запросто мог дать сильнейший яд на основе мышьяка. На судах они признавались, что многие убийства совершили без корысти или хотя бы какой-то причины, но лишь по внушению дьявола. Столкнувшись с Христианством, обаифо люто возненавидели его, особенно в католической форме, при этом не только признав в церковной утвари мощную энергетику, но и попытавшись воспользоваться ею: складывание крестом веточек стало неотъемлимым сопровождением ритуалов, а для самой сильной магии старались добыть свечные огарки, горевшие на службе или ладан, побывавший в кадиле, но не до конца прогоревший.

    Это потрясает, но они признали силу молитвы священника выше своей магии, священник мог отменить любые чары. Есть даже пословица: "французское оби сильнее", отражающая веру обимана в то, что стоит кюре "поставить на колдуна" свечку, как тот начнет слабеть и жить ему осталось не дольше, чем свеча догорит. По этой причине они не вступали во вражду и старались избегать любых контактов лабы ненароком не потерять колдовской силы.

    Отмена рабства в 1833г. повлекла и отмену запрета собраний, в том числе в ночное время. Миализм вновь поднял голову, в окомфо мъял почувствовали свою силу, страну захлестнул религиозный подъем: повсюду ночами был слышен ритм перкуссии, люди танцевали вокруг шелковых деревьев, принося кур в жертвы духам. Неистовство танца подогревалось ромом, через несколько часов тела начинали неестественно содрогаться и люди утрачивали контроль над собой: рвали одежды, кусались, падали в обмороки.

    Это продолжалось пока мъял не обнаруживал в ком-то присутствия потустороннего духа - какого именно? - узнавали по поведению одержимого. Абосом проявляли себя по-разному: одни начинали курить (при этом одержимый мог не являться курильщиком ни до, ни после случая одержимости) или пить ром, другие объедались, какие-то - грязно ругались.. Поведение человека не имело ничего общего с его обыденными манерами, поскольку демон полностью угнетал, замещая собой, сансум (дух) человека. Абосом сообщал жрецу откровения, ниспосланные чрез него от "бога" - задачею жреца было расшифровать эти послания.

    Вскоре вспомнили они и про давних своих врагах - обаифо. На марафонных шествиях от деревни к деревне, ритуальные песни и пляски с вызываемой ими транс-истерией стали выплескиваться в спонтанный поиск колдунов и агрессию против них. Помраченная сознанием толпа во главе с окомфо вычисляла среди жителей деревень околдованных оби (испытания подозреваемых ждали еще те)!

    Синкретизация мъял при его слиянии с Христианством даст в последствии ход общинам ривайвалистов. А пока, по своему поняв Христианство, миалисты провозгласили себя вестниками Христа, Который перед скорым концом света наставил их очистить мир от всякого колдовства оби.

    Колдунов вычисляли по известным признакам - с большей вероятностью им мог оказаться бодрый седой старик со злобным лицом, бегающим взглядом и хорошим аппетитом. К тому же обаифо часто имели физические уродства или же странности, выделявшие их среди прочих людей. Например, на Ямайке был своего рода культ чистого тела, а обиманы практически не мылись, распространяя вокруг вонь. Или прическа.. Когда белые просекли, что в густой шевелюре некоторые рабы норовят вывезти из Африки какие-то семена (куда ж травнику без них?) или оружие, то стали обривать их наголо. Эта прическа закрепилась за черными Ямайки - бонсамы же щеголяли дрэдами.. Образ колдуна довершал посох, украшенный высечеными по древу оплетающими его змеями (заимствование из вуду), с набалдашником в виде искаженной гримасой головы.

    Healing ceremony
    Обряд исцеления

    Мъял отказались от выпивки и курения, изгоняли из своих рядов всех, кто не соответствовал их моральным критериям (портить девушек в проходимых мимо селах за грех не считалось). В народе говорят, что у жреца мъял 4 глаза и они способны видеть духов, повелевать им и даже убить человека с их помощью. За услуги в духовной сфере они брали плату: обнаружение подброшенного против тебя оби-сумана подешевле, отлов вредоносного даппи в кроне шелкового древа уже больше.

    Помогали также высвободить похищенные бонсамом на похоронах души покойных родственников, чтобы те могли спокойно отойти в мир теней. Если же бонсам похитил у кого сунсум, то и тут делу можно было помочь - надо лишь провести соответствующий обряд:

    Процессия отправлялась ночью к дереву, возглавляемая жрецом мъял, ведущим жертву колдуна в белых одеждах и косынке. В жертвоприношение взята различная пища, включая куриные яйца, а также живые куры. Под перкуссию начинается хоровод вокруг дерева, время от времени танцующие сворачивают голову курице и кидают ею в ветви, в ствол летят яйца. Задобренные таким способом даппи потихоньку покидают крону, присоединяясь к общему танцу, становящемуся все исступленней. Нужного сунсума заманивают в таз с водой - мъял окунает туда полотенце, а затем кладет на голову человека, и украденная душа возвращается к хозяину.

    Англиканская церковь была не в восторге от таких "вестников Христовых". В 1802г. был пролоббирован закон об уголовной ответственности за проповедь без надлежащего образования, которое понималось исключительно как англиканская семинария (если речь шла о Христианстве). Это не особо остановило рост миализма, зато создало прецедент - под закон подпадали и протестанты, вроде набиравших на Ямайке обороты методистов. Впервые на острове белых стали угнетать за религиозные убеждения - хотя пасторов и не пороли на площадях, как жрецов мъял, но тюремные сроки вариировались от года до трех.

    Протестанты выступили за свои религиозные права, более того, толком не разобравшись в языческой сути миализма, стали отстаивать и своих "братьев-христиан" ривайвалистов. Отрезвление для них еще наступит, но пока в миализме они увидели союзника в борьбе с дьяволопоклонниками обиа. Этот культ американские протестанты считали врагом номер один, изгоняя из церквей тех, кто прибегал к услугам бонсама. Самое смешное, нередки были случаи, когда наивные негры пытались вернуться обратно в христианскую общину с помощью все того же обиа, подсыпая в Библию пастору заговоренные кошачьи когти. Не удивительно, что такие товарищи прибивались в результате к миалистам. Туда же шли и изгнанные за распутство или по какой-то еще причине.

    Англиканская церковь в 19в. находилась на Ямайке в упадке: церкви стояли закрытыми из-за недостатка священников, да и многие из тех, что оставались, вели далеко не христианский образ жизни. В надежде на разрушение колдовских чар оби и видя страх обаифо перед католическими священниками, многие негры просили кретить их в эту религию. Но в силу слабой катехизации (преподавания основ веры), они относились к Крещению как к одному из прочих языческих обрядов, без внутренней перемены оставались по менталитету и обычаям все теми же язычниками. Когда их молитва оказывалась бессильна против действия яда, наступало разочарование. Миализм пришелся им более по душе.

    В 1831г. прокатилось очередное негритянское восстание против британских властей. Сильнее всех оно затронуло именно те провинции, где методические миссии протестантов имели наибольший успех и успели дать миалистские побеги. Ну а религиозный террор миалистов достиг пика в 1842г., когда на небе несколько недель была видна комета. Ее назвали знамением начала конца света - многотысячная толпа миалистов вышла на последнюю битву с обаифо, от села к селу обрастая все новыми адептами. Жрецы мъял клеймили грешников, изгоняли злых духов, разрушали чары оби-суманов. С собой они носили пузырьки с жутко пахнущим соком трав - кого брызгали, примыкал к движению.

    Ntoro lavabo ceremony
    Ночной обряд омовения у покоманов

    В поисках обиманов толпы мъял врывались в протестантские церкви (иногда тому были основания, поскольку колдуны стали вступать туда ради маскировки), до смерти избивая стариков, на которых падали их подозрения, прямо во время воскресных служб. За дело взялись власти и лидерами культа стали наполняться тюрьм.

    Отсидев 2-3 года, мъял выходили и продолжали заниматься тем же самым, за что сели, поскольку относились к заключению как к испытанию крепости веры. Власти были вынуждены ужесточить меры наказания.

    Репрессии практически свели на нет мъялов и в чистом виде их культ не сохранился. Из многовековой битвы за выживание победителем вышли обаифо, черная магия которых до сих пор практикуется в горной глуши острова. Теперь уже очень редко, но все еще пропадают люди, чтобы обаифо мог ради особо мощного колдовства принести в жертву дьяволу безрогого козла.

    Ну а жалкие остатки мъял выжили в ривайвалистских общинах покомании и кумины. В последствие многие их идеи просочились в Растафарай через такого известного мъял-проповедника, как Бэдуорд.

    вернуться к тексту >>>

    Церковь Бога во Христе

    Church of God founder Charles Mason
    Чарльз Масон

    Чарльз Харрисон Масон (1866-1961) родился в негритянской семье баптистов, они были свободными фермерами, арендующими земли. Когда Чарли было 12 лет, отец умер от лихорадки, ему же чудом удалось исцелиться. В 14 он принимает Крещение и вскоре выходит на проповедь Евангелия, путешествуя по Арканзасу. В 1891г. он получает сан священника и женится на Элис Сакстон, которая всячески противится призванию мужа, что через 2 года приводит их к разводу. Элис вышла замуж повторно, а вот Чарльз отказался жениться, пока жива его первая супруга, и решил посвятить себя образованию. Однако, поступив в Баптистский Колледж Арканзаса, уже через год он разочаровался в методах и программе обучения.

    В 1895г. Чарльз знакомится с выпускником этого самого колледжа пастором-миссионером Чарльз Прайс Джонсом (1865-1949, автор многих известных госпел-гимнов, включая "Я сотворю из Тьмы Свет"), увлекшегося идеями аскезы и святости всех верующих. На пару они вносили этими идеями смуту в ряды негритянских церквей баптистов и методистов, пока в 1899г. не были отлучены за это от церкви Национальной Конвенцией Баптистов.

    В 1906г. на волне великого пятидесятнического пробуждения у первого черного пятидесятника Сеймура Масон получил Крещение Духом, заговорив языками и получив дар исцелений. Однако, Джонс не разделил его рвения распространять новый опыт - друзья посорились и их церковь разделилась уже на 7-ом году существования. Название собственной церкви пришло Масону как "откровение свыше", когда он шел по улице - так родилась Церковь Бога во Христе COGIC. Масон был избран ее старшим епископом. Апостольская преемственность, по которой епископ может быть помазан только епископом, протестантам не всегда была доступна - своих епископов они избирали, не размениваясь на такие "мелочи".

    С началом 1-й Мировой Войны проповедники COGIC вместе с основной массой афроамериканской миграции двинулись в северные штаты. Впрочем, церковь не позиционировалась, как сугубо негритянская, и священником мог стать и белый. По этой причине через несколько лет стала проявляться расовая сегрегация.

    В 1914 Масон вступает в союз пятидесятнических церквей Ассоциация Бога. Ему удается уберечь свою церковь от разделения по расовому признаку. За свои взгляды на равенство рас и пацифизм, он попадает под присмотр ФБР. Не смотря на оказываемую его церковью материальную поддержку армии, его обвиняют в антивоенной пропаганде и сажают в тюрьму (откуда вскоре выпущен под залог). Позже он еще несколько раз попадал за рeшетку за уличную проповедь совместно с белыми соратниками, что было диким нарушением общественных норм времен закона Джима Кроу.

    Не удивительно, что ФБР опасались тех, кто имел влияние на чернокожие массы - COGIC становилась крупнейшей негритянской церковью, со сложной иерархией во главе с 12 "епископами", избираемыми на 4 года. Был даже женский департамент. Да, они ввели женское священство - 1-ой матерью инспектором стала Лиззи Вудс Робинсон.

    Их штаб-квартира, Святая Мекка Святых Бога, расположилась в Мемфисе, штат Теннеси. Здесь выступал великий борец за права чернокожих баптистский священник Мартин Лютер Кинг. Среди интересных практик церкви - омовение друг другу ног. Хотя в церкви практикуются исцеления, они не впадают в крайности и не отвергают медицины. В Евхаристии, как и большинство протестантов, они видят не более чем формальность, исполняемая в память о хлебопреломлении, некогда совершенном Христом.

    вернуться к тексту >>>

    Другие статьи раздела

    ривайвализм, Ямайка, ашанти, миализм, myal, mialism, ashanti, pocomania, покомания, мъял, церковь Бога, пятидесятники, пятидесятничество, оби, обеа, обиа, obeah, даппи, duppy, burra, бурра, наябинги, нъябинги, nyahbinghi, kumina, pokumina, bongo, бонгоман, раста, rasta, растаман, Маркус Гарви, Marcus Garvey, UNIA, Александр Бэдуорд, Бедвард, Bedward, бедвардизм, короманти, кароманти, koromanti, Оняма, Оньяма, Onyama, абосом, abosom, суман, окомфо, voudou, voodoo, вуду, бонсам, одуифо, зомби, zombie, гарвиизм, Чарльз Харрисон Масон, гарвеизм, Garveyism, Chanting Down Babylon, Библия, Bible, Holy Piby

     
    Hosted by uCoz